понедельник, 13 июня 2011 г.

Цезарь Антонович Кюи (1835 - 1918)

     «...Труд - это самое главное в жизни человека», - говорил Цезарь Антонович Кюи - выдающийся музыкальный критик, композитор, крупный военный специалист. Ц. А. Кюи - представитель «Могучей кучки» - так называли группу композиторов, которая во второй половине XIX века, определила новое направление в развитии русской музыкальной культуры. Пятеро разносторонне одаренных людей - Ц.А. Кюи, М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, объединившихся в едином стремлении - бороться за реалистическое, идейное, народное, национальное искусство. Лишь один из них, М.А. Балакирев, был только музыкантом, остальные имели другие профессии. А.П. Бородин был выдающимся ученым-химиком; М.П. Мусоргский - гвардейским офицером, занимался историей, литературой, философией; Н.А. Римский-Корсаков - морским офицером. Но их вклад в музыкальную культуру мира трудно переоценить: «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина, «Садко» и «Снегурочка» Римского-Корсакова, которые вот уже более 150 лет украшают сцены лучших театров мира.
     Цезарь Антонович Кюи окончил военно-инженерную академию, имел звание инженер-генерала, был крупнейшим теоретиком военно-инженерного дела, автором капитальных трудов в области фортификации, профессором трех академий. Но это не мешало ему сочинять музыку. Им написаны четырнадцать опер - из них четыре детские, - симфонические и камерные произведения. Наиболее популярны его романсы. Велики заслуги Кюи как музыкального критика. Его статьи - их более 750 - отличаются блестящим, острым, своеобразным литературным языком, конкретностью, ясностью формы и мысли. Кюи гневно возражал против всяческого подражательства, считая, что русские музыканты не уступают иностранным, превосходят их содержательностью, задушевностью, теплотой. «В настоящее время, - писал он, - наша русская оперная школа по силе таланта и редкому его разнообразию у наших композиторов стоит значительно выше всех западноевропейских школ». Особенно ценил Цезарь Антонович Кюи народную песню, считая ее коллективным произведением без всякой «искусственности». «В народных песнях, - писал он, - большинство русских композиторов черпало свое вдохновение, проникаясь их духом и даже пользуясь ими целиком».

Комментариев нет:

Отправить комментарий