понедельник, 13 июня 2011 г.

Камиль Сен-Санс (1835 - 1921)

     В ноябре-декабре 1875 года Сен-Санс предпринял большую концертную поездку в Россию. В Москве и Петербурге он исполнял свой Второй и Третий фортепианные концерты, сонату Бетховена, фугу Баха, участвовал в исполнении своих Сонаты для виолончели и фортепиано и Вариаций для двух фортепиано на тему Бетховена, дирижировал симфоническими поэмами «Прялка Омфалы» и «Пляска смерти». Русская публика оказала Сен-Сансу очень сочувственный, а то и горячий прием. Ц.Кюи писал, что «Сен-Санс - талант несомненный... обладает многими весьма привлекательными и блестящими качествами... У него много вкуса, жизни, бойкости и полное отсутствие рутины. Сен-Санс вполне современный композитор, не довольствующийся сделанным, постоянно стремящийся вперед». В устах очень требовательного и придирчивого Кюи эти слова звучали безусловной похвалой. Сен-Санс познакомился с выдающимися русскими композиторами: Балакиревым, Бородиным, Римским-Корсаковым. В Москве К. Сен-Санс подружился с П.И. Чайковским. У обоих оказалась масса общих симпатий и антипатий как в сфере музыки, так и в других искусствах. Между прочим, оба в молодости не только увлекались балетом, ни и прекрасно подражали танцовщицам. И вот однажды в консерватории, желая друг другу похвастать своим искусством, они на сцене консерваторского зала исполнили целый маленький балет «Галатея и Пигмалион». Сорокалетний Сен-Санс был Галатеей и с необычайной добросовестностью исполнял роль статуи, а тридцатипятилетний Чайковский взялся быть Пигмалионом. Н.Г. Рубинштейн заменял оркестр. О музыкальном даровании Сен-Санса Чайковский писал: «Сен-Санс принадлежит в своем отечестве к небольшому кружку представителей идеи прогресса в музыке. В этом передовом кружке... г. Сен-Санс занимает самое видное место, чем он обязан соединению в себе замечательного композиторского дара с изящным виртуозным талантом и громадной музыкальной эрудицией».

Комментариев нет:

Отправить комментарий